Очки способностей в Fallout 4 начисляются при каждом повышении уровня персонажа, а распределяются по желанию на любой стадии игры. Уровни персонажа повышаются автоматически по мере набора опыта. Самыми востребованными способностями являются Взломщик и Хакер. Каждый новый уровень способности открывает доступ к более продвинутым возможностям, например, максимально прокачанная способность «Взломщик» позволяет вскрывать самые сложные замки. Не стоит прокачивать характеристики SPECIAL выше 9 уровня очками способностей, это лучше делать пупсами (имплантатов больше нет), одеждой и препаратами с подходящими эффектами, которые временно или навсегда повышают нужные показатели, что позволяет пройти проверку и обойти преграду. Качать характеристики выше 10 уровня не имеет смысла. В начале игры следует вдумчиво выбирать способности, правильно расставлять приоритеты и не размазывать очки по всем направлениям. Универсальный персонаж со средними навыками — не лучший выбор для Бостонской пустоши. В отличие от внешности и прически потраченные очки нельзя отменять или перераспределять по ходу игры, сделать это можно только через консоль или с помощью модов.
Максимальное развитие персонажа в Fallout 4 ограничено 65535 уровнем, к 264 уровню можно открыть все характеристики и способности. В игре нет абсолютно проигрышных вариантов прокачки, даже в случае неправильного распределения очков персонаж останется дееспособным. Спутники способны частично сглаживать недостатки главного героя, например, Ник Валентайн с легкостью взламывает терминалы, поэтому, пока он в отряде, навык Хакер можно не качать. На поздних этапах все недостатки нивелируются сами собой. Допущенные ошибки создают мелкие неудобства, но это не сильно сказывается на прохождении игры, так как разработчики постарались угодить всем.
Характеристики и способности S.P.E.C.I.A.L в Fallout 4
Характеристики SPECIAL по-разному влияют на развитие персонажа: для увеличения получаемого опыта следует вкладывать очки в Интеллект и Харизму. Если персонаж не блещет Интеллектом, способность Савант (УДЧ 05) поможет восполнить потерю очков опыта, превратив тупость в альтернативную гениальность. Дружеские или любовные отношения с журналисткой Пайпер из Даймонд-сити также положительно сказываются на опыте. Для строительства и благоустройства поселений пригодятся все способности, связанные с торговлей и авторитетом. Коллекционер крышек и Местный лидер из ветки Харизма позволят сбивать цены у торговцев, строить собственные магазины и объединять поселения единым торговым маршрутом для быстрого обмена товарами, а Сборщик хлама из ветки Интеллекта — находить больше редких материалов при разборке брони и оружия. Журналы «Байки торговца из Джанктауна» также снижают цены у торговцев.
Окно распределения очков в Fallout 4 открывается нажатием клавиш [Tab] + [T]. Для перехода и прокрутки древа способностей нужно зажать [ПКМ] и сдвинуть мышь вверх, или коснуться курсором краев экрана, [Alt] — вложить очки в выбранную способность, [Ctrl] — отменить распределение очков.
УР | СИЛ | ВСП | ВНС | ХАР | ИНТ | ЛОВ | УДЧ |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Максимально переносимый вес + урон от холодного оружия и кулаков | Точность в системе автоматического прицеливания VATS | Максимальный запас здоровья + расход ОД на ускорение | Убеждение в диалогах + снижение цен у торговцев | Умственные способности + количество получаемого опыта | Количество ОД в системе VATS + способность действовать скрытно | Скорость заполнения индикатора критической атаки | |
L01 | Железный кулак (5) | Карманник (4) | Стойкость (5) | Коллекционер крышек (3) | VANS | Дуэлист (5) | Кладоискатель (4) |
L02 | Высшая лига (5) | Эксперт по карабинам (5) | Свинцовое брюхо (3) | Женоубийца (3) | Медик (4) | Коммандос (5) | Халявщик (4) |
L03 | Оружейник (4) | Наблюдательность | Фонтан жизни (3) | Одинокий странник (3) | Фанатик оружия (4) | Лазутчик (5) | Кровавая баня (4) |
L04 | Кузнец (3) | Взломщик (4) | Чистая жизнь (2) | Боевой пес (3) | Хакер (4) | Песочный человек (3) | Загадочный незнакомец (3) |
L05 | Фанат больших пушек (5) | Эксперт-подрыник (4) | Аква-мальчик (2) | Друг животных (3) | Сборщик хлама (2) | Живчик (2) | Савант (3) |
L06 | Крепкий хребет (5) | Ночное существо (2) | Свинцовые штаны (3) | Местный лидер (2) | Наука (4) | Бегущая мишень (3) | Критический урон (3) |
L07 | Твердая рука (2) | Отражатель (5) | Адамантиевый скелет (3) | Тусовщик (3) | Химик (4) | Ниндзя (3) | Банк критических атак (3) |
L08 | Хрясь! (4) | Снайпер (3) | Каннибал (3) | Прирожденный лидер (3) | Эксперт по роботехнике (4) | Ловкость рук (2) | Смерть на взлете (3) |
L09 | Человек-дерево (3) | Сквозные выстрелы (2) | Гуль (3) | Говорящий с пустошью (3) | Физик-ядерщик (3) | Блиц (2) | Клевер-четырехлистник (4) |
L10 | Локомотив (3) | Массированный огонь (3) | Солнечная батарейка (3) | Запугивание (3) | Бешенство ботаника! (3) | Ган-Ката (3) | Рикошет (3) |
Примеры развития и прокачки персонажей для ближнего боя в Fallout 4
Для персонажей ближнего боя важны здоровье, защита и умение быстро наносить огромный урон, на поздних этапах игры им не страшны ни легендарные когти смерти, ни матки болотников, ни враги в силовой броне, также нет зависимости от боеприпасов для оружия. В первую очередь прокачиваем способности Железный кулак или Высшая лига, Стойкость, Критический урон и Блиц, затем Лазутчик, Живчик, Ниндзя и Ган-Ката. Остальные способности выбираем с оглядкой на стиль и темп игры.
- Кулаки + скрытность / силовой костюм:
- СИЛА: L01 — Железный кулак, L03 — Оружейник, L04 — Кузнец, L09 — Человек-дерево, L10 — Локомотив.
- ВЫНОСЛИВОСТЬ: L01 — Стойкость, L03 — Фонтан жизни, L07 — Адамантиевый скелет.
- ХАРИЗМА: L08 — Прирожденный лидер.
- ИНТЕЛЛЕКТ: L09 — Физик-ядерщик, L10 — Бешенство ботаника.
- ЛОВКОСТЬ: L03 — Лазутчик, L05 — Живчик, L07 — Ниндзя, L09 — Блиц, L10 — Ган-Ката.
- УДАЧА: L06 — Критический урон, L07 — Банк критических атак, L08 — Смерть на взлете, L09 — Клевер-четырехлистник.
- Оружие: кулаки и кастеты.
- Холодное оружие + скрытность / силовой костюм:
- СИЛА: L02 — Высшая лига, L03 — Оружейник, L04 — Кузнец, L09 — Человек-дерево, L10 — Локомотив.
- ВЫНОСЛИВОСТЬ: L01 — Стойкость, L03 — Фонтан жизни, L07 — Адамантиевый скелет.
- ХАРИЗМА: L08 — Прирожденный лидер.
- ИНТЕЛЛЕКТ: L09 — Физик-ядерщик, L10 — Бешенство ботаника.
- ЛОВКОСТЬ: L03 — Лазутчик, L05 — Живчик, L07 — Ниндзя, L09 — Блиц, L10 — Ган-Ката.
- УДАЧА: L06 — Критический урон, L07 — Банк критических атак, L08 — Смерть на взлете, L09 — Клевер-четырехлистник.
- Оружие: ножи, топоры, мечи и кувалды.
Примеры развития и прокачки персонажей для среднего боя в Fallout 4
Персонажу для боя на средней дистанции важны защита, скорость нанесения урона оружием и запас боеприпасов. По умолчанию в игре разрешено использовать любое оружие вне зависимости от купленных способностей. Способности лишь усиливают эффекты. За выбор специализации косвенно отвечают несколько способностей: Фанат больших пушек, Эксперт по карабинам, Дуэлист и Коммандос. Выбрав одно из направлений, начинаем прокачивать Стойкость, Критический урон, Ловкость рук и Халявщик. Для улучшения оружия и брони вкладываем очки в способности Оружейник, Фанатик оружия и Наука. Остальное выбираем с оглядкой на стиль и темп игры.
- Огнестрельное и энергетическое оружие + силовая броня:
- СИЛА: L03 — Оружейник, L05 — Фанат больших пушек, L07 — Твердая рука, L10 — Локомотив.
- ВОСПРИЯТИЕ: L02 — Эксперт по карабинам, L09 — Сквозные выстрелы, L10 — Массированный огонь.
- ВЫНОСЛИВОСТЬ: L01 — Стойкость, L03 — Фонтан жизни.
- ИНТЕЛЛЕКТ: L03 — Фанатик оружия, L06 — Наука, L09 — Физик-ядерщик, L10 — Бешенство ботаника.
- ЛОВКОСТЬ: L01 — Дуэлист, L02 — Коммандос, L05 — Живчик, L06 — Бегущая мишень, L08 — Ловкость рук, L10 — Ган-Ката.
- УДАЧА: L02 — Халявщик, L06 — Критический урон, L07 — Банк критических атак, L08 — Смерть на взлете, L09 — Клевер-четырехлистник, L10 — Рикошет.
- Оружие: дробовики (Эксперт по карабинам + Фанатик оружия), пистолеты (Дуэлист + Фанатик оружия), винтовки (Коммандос + Фанатик оружия), бластеры (Коммандос + Наука), миниганы и огнеметы (Фанат больших пушек + Фанатик оружия).
Примеры развития и прокачки персонажей для дальнего боя в Fallout 4
Для снайпера важны скрытность, внезапность, смертоносность и запас боеприпасов. В первую очередь прокачиваем способности Снайпер, Массированный огонь, Стойкость, Лазутчик, Ниндзя и Критический урон. Для улучшения оружия и брони вкладываем очки в способности Оружейник и Фанатик оружия. Остальное выбираем с оглядкой на стиль и темп игры.
- Снайперское оружие + скрытность:
- СИЛА: L03 — Оружейник.
- ВОСПРИЯТИЕ: L08 — Снайпер, L09 — Сквозные выстрелы, L10 — Массированный огонь.
- ВЫНОСЛИВОСТЬ: L01 — Стойкость, L03 — Фонтан жизни.
- ИНТЕЛЛЕКТ: L03 — Фанатик оружия, L10 — Бешенство ботаника.
- ЛОВКОСТЬ: L02 — Коммандос, L03 — Лазутчик, L05 — Живчик, L07 — Ниндзя, L08 — Ловкость рук, L10 — Ган-Ката.
- УДАЧА: L02 — Халявщик, L06 — Критический урон, L07 — Банк критических атак, L08 — Смерть на взлете, L09 — Клевер-четырехлистник, L10 — Рикошет.
- Оружие: снайперские винтовки.
При создании персонажа наименее полезными способностями в Fallout 4 являются: Крепкий хребет, Карманник, Наблюдательность, Ночное существо, Отражатель, Свинцовое брюхо, Аква-мальчик, Свинцовые штаны, Каннибал, Солнечная батарейка, Женоубийца, Одинокий странник, Боевой пес, Друг животных, Тусовщик, Говорящий с пустошью, Запугивание, VANS, Песочный человек, Кровавая баня, Загадочный незнакомец. В зависимости от стиля прохождения игры перечисленные способности могут быть очень полезны, но чаще всего они остаются невостребованными. Например, Крепкий хребет легко заменяется спутниками с вместительными инвентарями, Свинцовые штаны и Аква-мальчик — силовым костюмом, Ночное существо и Солнечная батарейка — практически не имеют ценности, так как препараты справляются со всеми негативными эффектами. И наоборот — если путешествовать по Бостонской пустоши в одиночку, то пригодятся способности Крепкий хребет, Одинокий странник, Друг животных и Говорящий с пустошью...