№ | Диковинка | Карта | Расположение | Описание |
---|
1 | Специи
(Глава I: Наследие де Рунов) | | Лежат на деревянном столе на верхнем ярусе перед входом на кухню к Лии, во время поиска Беатрис в покоях Гуго. | Специи в те времена были редки и дороги, не все могли их себе позволить. Кроме того, люди верили в иерархию стихий и выстраивали ее исходя из близости ко Всевышнему: Огонь был выше Воздуха, Воздух — выше Воды, а Вода покрывала Землю. Овощи, которые произрастали на наименее благородном элементе, считались уделом бедняков, в то время как парящие в небесах птицы имели все шансы оказаться на тарелке аристократа. |
2 | Скатерть
(Глава I: Наследие де Рунов) | | Лежит на кровати в комнате Амиции на втором этаже дома, до встречи с матерью и Гуго. | Сотканные вручную салфетки и скатерти часто были украшены вышивкой, а применялись для того, чтобы горячие от кушаний тарелки не испортили стол. Эта скатерть украшена фамильным гербом. Именно на таких скатертях часто учились вышивать благородные девицы. |
3 | Мыло
(Глава II: Незнакомцы) | | Лежит на стульчике в следующем дворике за каменным мостиком, до первых домов с белыми крестами на дверях в середине деревни, если на первом перекрестке пойти по правой тропинке. | Боясь ядовитых миазмов, которые ассоциировались с трупным запахом и считались причиной чумы, люди стали уделять гигиене больше внимания. Почти во всех деревнях появились общественные бани, а в городах начали строиться примитивные системы канализации. Мытье рук перед едой стало нормой, и даже в домах самых бедных людей появилось мыло. |
4 | Травы и благовония
(Глава II: Незнакомцы) | | Находится на тумбочке, слева от кровати, на втором этаже дома Клерви, у которой Амиция и Гуго прячутся от сельчан после беготни по деревне. | Чума живет не только в телах зараженных: она передается от человека к человеку. Алхимики знали об этом и раньше, а остальные начали это подозревать. Винить в этом стали воздух: по нему, как считалось, распространяются ядовитые миазмы, а с ними и болезнь. Поэтому, чтобы отвадить чуму, в местах, где лежали покойники, начали жечь ароматные травы — правда, рискуя при этом спалить весь квартал. |
5 | Сусло
(Глава III: Воздаяние) | | Лежит на столе в боковой комнате в сквозном зале, в котором пращой сбивается чаша, по пути к выходу из крипты трех святых. | В укромных монастырях — в домах молитвы и святости — зарождалась и развивалась настоящая ремесленная культура. Там учились прясть, осваивали кулинарное искусство и всячески совершенствовали мастерство. Со времен Карла Великого только монахам разрешалось варить пиво. Этот напиток спасал жизни: воду при его приготовлении кипятили, а значит, она становилась безопасной. |
6 | Табард крестоносца
(Глава III: Воздаяние) | | Лежит в ящике на втором этаже промежуточного огромного зала с крысами, где застревает Гуго, у самого выхода из крипты Трех святых. Чтобы добраться до Гуго, сбрасываем две чаши с углями у потолка, поджигаем хворостиной и доходим до лестницы. | Последний большой Крестовый поход случился целое столетие назад, и теперь Церковь столкнулась со множеством новых опасностей. Болезни, голод, войны... Все эти беды подталкивали людей к вере. Видя острую потребность в духовной поддержке, духовенство спешно обучало новых священников. Но многие люди отходили от церкви, надеясь найти ответы в различных еретических сектах, суевериях и язычестве. |
7 | Герметичный сосуд
(Глава IV: Ученик) | | Лежит за пеньком между пристанью и покинутым лагерем на берегу реки в начале уровня. | Глиняный сосуд, применяемый в алхимическом искусстве для приготовления кислот и работы с ними и способный защитить мистика от испарений и химических реакций. Слово «герметичный» происходит от имени Гермеса Триждывеличайшего, синкретического божества, соединяющего в себе черты египетского бога Тота и греческого бога Гермеса. Именно ему мы обязаны «Изумрудной скрижалью», важнейшим памятником алхимического искусства. |
8 | V.I.T.R.I.O.L.
(Глава IV: Ученик) | | Лежит на столе в кладовке, за комнатой Лаврентия, на втором этаже дома на холме в конце уровня. Забрать можно как до встречи с умирающим ученым, так и после изготовления Ignifera. | Сокращение от латинской формулы «Visita Interiora Terrae Rectificando Invenies Occultum Lapidem», что в переводе означает «Посети недра земли, и очищением обретешь сокрытый камень». Эта максима заключает в себе всю суть алхимической философии, которая состоит в изучении природы окружающих нас элементов и их возможных трансформаций. А еще эта аббревиатура дала название серной кислоте, которую применяли для изменения веществ. |
9 | Серп
(Глава V: Падаль) | | Хранится в сундуке рядом с часовым напротив осадной башни посреди поля битвы. Чтобы забрать диковинку, избавляемся от часового с факелом, выстрелом из пращи по голове, а затем подгоняем машину с горящей чашей. | Инструмент, который использовался для обмолота зерна. Его можно использовать и как оружие. Многие солдаты были простолюдинами, которых забрали в армию насильно, поэтому мало кто из них имел подходящее снаряжение и умел сражаться. Солдаты нередко были одеты в лохмотья, а единственным их оружием был простой нож. |
10 | Олифант
(Глава V: Падаль) | | Лежит сбоку от сундука в тупике из частокола, напротив двух висящих висельников, которых нужно сбить и привлечь крыс, до входа в поваленную осадную башню с пойманным в крысиную ловушку стражником после поля боя. | Олифанты обеспечивали взаимодействие между разными частями армии. Их было легко перевозить, они были слышны издалека, но при этом извлечь из них можно было всего одну ноту. Однако большего и не требовалось: с помощью олифантов можно было передавать информацию в пылу сражения. |
11 | Фунт стерлингов
(Глава VI: Пропавшие товары) | | Лежит на столе напротив столовой со спящими солдатами в середине уровня, после того, как Мели помогает вскрыть сундук в большом круглом бело-красном шатре. После шатра идем не следом за воровкой, а придерживаемся правой стороны частокола и заходим в открытый сарай. | Старейшая находящаяся в обращении валюта в мире. К концу XI века фунты стерлингов уже были достаточно распространены, а на их изготовление ушло до 15 тонн металлов. Деньги переходили из рук в руки, пересекали границы государств, и после торговца ими мог завладеть как простолюдин, так и аристократ. Именно поэтому они наряду с письмами были еще одним источником заражения — разумеется, никому не приходило в голову их обеззараживать. |
12 | Декларация войны
(Глава VI: Пропавшие товары) | | Лежит на стуле в кузнице за центральным белым шатром напротив главным ворот, через которые неожиданно появляется капитан Николай со своим войском и приказывает поймать беглецов вместе с Гуго. | Casus Belli — это официальный повод для объявления войны одним монархом другому. При этом причина, в отличие от повода, далеко не всегда была благородна. Часто войны велись исключительно по экономическим причинам. Столетняя война, например, позволила королю Франции Филиппу VI обложить налогом свой народ и пополнить казну, а король Эдуард III действовал в интересах английских дворян, у которых упал доход с их собственных земель. |
13 | Подкова
(Глава VII: Тропа идет вперед) | | Висит на стене в запертом доме за водяной мельницей в начале уровня. Чтобы добраться до диковинки, подходим к столу для улучшений и через пролом в стене сбиваем камнем цепь на двери, а затем забираемся в дом со стороны мельницы. | Любое улучшение качества жизни сопровождается ростом рождаемости, за которым часто не поспевает рост производства. Из-за резкого похолодания климата начались неурожаи, посевы гнили на корню и погибали от болезней. Все это привело к ужасному голоду, из-за которого и богатые, и бедные все больше верили в приметы и искали объяснения в области иррационального. Например, хотя подкова была весьма дорога и требовалась в хозяйстве, крестьяне готовы были пожертвовать ею, лишь бы привлечь удачу. |
14 | Карта
(Глава VII: Тропа идет вперед) | | Лежит на столе под охраной стражников в западной части леса, до запертого каменного моста с Лукой, где снуют стражники в поисках беглецов. | Карты были в ходу среди аристократии и в ученых кругах. Они были редки, дороги и часто неточны. Именно поэтому на перекрестках дорог по-прежнему стояли указатели: они стоили дешево и вполне справлялись со своей задачей. Впрочем, даже деревни, разделенные несколькими днями пути, в равной мере страдали от голода, войн и болезней. Люди бежали от страданий в чужие края, но лишь все шире распространяли чуму. |
15 | Иконография
(Глава VIII: Наш дом) | | Лежит на ступеньках винтовой лестницы справа от дверного проема, в который Гуго забегает в начале уровня и ведет Амицию в лабораторию Лукаса этажом ниже. | Алхимия не только завораживает ученых, но и вдохновляет художников. В этой средневековой науке часто встречается образ льва, пожирающего солнце. В системе алхимических образов он символизирует разложение: купорос воздействует на серу, чтобы отделить «грубое вещество» от «тонкого вещества». |
16 | Руководство по птичьему языку
(Глава VIII: Наш дом) | | Лежит за деревянной бочкой, возле которой стоит Мели на крепостной стене, куда Гуго приводит Амицию на встречу с воровкой. | Таинственное искусство алхимии многими считалось опасным, а порой даже дьявольским. Поэтому алхимики прикладывали много усилий к тому, чтобы зашифровывать свои труды. С античных времен у них в ходу был «птичий язык», основанный на сложных метафорах, мистическом символизме букв и игре слов и звуков. Так алхимики скрывали истинный смысл своих текстов от непосвященных. |
17 | Овечья шкура
(Глава IX: В тени крепостных стен) | | Лежит в сундуке на складе с висельником, на входе в который стражник прогоняет женщину, по пути к университету. Сбрасываем сначала висельника, затем разбиваем фонарь у вошедшего на шум стражника, чтобы крысы съели обоих и расчистили путь. | Долгое время чума щадила извозчиков и пастухов. Их защищал тяжелый запах домашнего скота — коз, овец и лошадей, рядом с которыми они жили. Тем не менее, часто этих «счастливчиков» подозревали в служении злым силам — а как еще объяснить, что они не заболевали? За это они могли понести суровое наказание. |
18 | Обломок транзи
(Глава IX: В тени крепостных стен) | | Висит на стене полуразрушенного склепа на закрытой территории кладбища по пути к университету. Чтобы проникнуть внутрь, доходим до каменного блока, который нужно перетащить, за ним перепрыгиваем через стену, забираем диковинку со стены и выходим через дверь на ранее пройденную дорогу. | Транзи — это одна из форм эффигий, скульптурных надгробий. Эффигии изображали смерть в возвышенном ключе: усопший был прекрасен и спокоен, не вызывая отторжения. Транзи же часто весьма достоверно изображали покойников на разных этапах разложения, а дополняли картину вырезанные из камня могильные черви, жабы и лягушки. На кладбищах городов, улицы которых были завалены трупами умерших от чумы, таких надгробий с каждым днем становилось все больше. Скульптуры мертвецов располагались в святых местах и на тихих кладбищах, в то время как настоящие трупы сбрасывали в общие могилы за пределами городов. |
19 | Миниатюра с освежеванным человеком
(Глава X: Путь, усеянный розами) | | Лежит на скамейке напротив стражника в первом коридоре, по которому проводят сына кузнеца после встречи с Великим магистром Виталием в Университете. | Церковь официально запрещала вскрывать покойников, что сильно тормозило развитие наук о человеческом теле. Осознавая всю серьезность ситуации, папа Климент VI издал буллу, наделяющую лекарей полномочиями вскрывать тела умерших с целью изучения чумы. Увы, лишь немногие воспользовались этим разрешением, поэтому большинство анатомических атласов пришли в Европу с Востока. |
20 | Териак
(Глава X: Путь, усеянный розами) | | Лежит на столе в боковой комнатке рядом с верхним ярусом, на который нужно подняться к книге, в подземной библиотеке. | Лечебный отвар, в состав которого входят более 50 ингредиентов растительного и животного происхождения, а также разнообразных минералов. Чтобы снадобье набрало полную силу, требовалось больше года ферментации. Этот отвар ускорял формирование чумных бубонов, которые затем вскрывались с целью удаления инфекции. |
21 | Шлем Арнуа
(Глава XII: Все, что осталось) | | Лежит в открытом сундуке в прихожей с гербом на стене, за столовой, в бывшем доме Амиции, после сражения с четырьмя вихрями из крыс во дворе по пути за лекарством для Гуго. | Этот рыцарский доспех отлично подходил для верховой езды, обеспечивая при этом практически полную защиту. В отличие от полноценного латного или церемониального доспеха, такой комплект весил не более двадцати килограмм и не очень сковывал движения воина. Это позволяло рыцарям долго сражаться в седле. |
22 | Семейное древо
(Глава XII: Все, что осталось) | | Лежит на столе возле дистилляторов в последнем круглом зале римских развалин, справа от входа. | Генеалогия — это древняя традиция, известная еще со времен Египетского цартва. Она упоминается и в Библии. Долгое время генеалогия оставалась прерогативой знатных и могущественных людей, а с XI века она применялась для доказательства благородного происхождения или отсутствия близкородственных связей у супругов. Поэтому неудивительно, что многие специалисты по генеалогии могли слегка погрешить против истины, желая поправить свое материальное положение. |
23 | Тряпичная кукла
(Глава XIII: Епитимья) | | Лежит в корзинке в домике слева от Клерви, которая открывает дверь Амиции и направляет к Лаврентию. Попасть в дом можно через пролом в двери, присев на корточки клавишей [C]. | Потрепанная тряпичная кукла, которую подарили Гуго друзья семьи. Покупать и продавать игрушки тогда еще было не принято, поэтому их изготавливали либо ремесленники, служившие богатым земледельцам, либо сами родители. |
24 | Фигурка рыцаря
(Глава XIII: Епитимья) | | Стоит на столе в соседней комнате справа от Гуго, после встречи с Лаврентием у дома и матерью в доме. | Образ рыцаря формировался веками и оставил серьезный отпечаток в исторической памяти. В средневековой литературе рыцарь стал символом христианских идеалов, куртуазности и чести. Однако не стоит забывать, что прежде всего это конный воин, сражавшийся в интересах своего светского или религиозного сюзерена. |
25 | Дисциплина
(Глава XVI: Коронация) | | Лежит у ног мертвого рыцаря в тупике между домами на первом повороте с расщелиной в земле и двумя стражниками, на которых Гуго натравливает крыс, по пути к собору в центре города. | На территории Европы постоянно возникали все новые секты и культы. В борьбе с ними церковь могла рассчитывать лишь на Инквизицию. Члены еретических движений дульфинитов, фратичелли и флагеллантов («бичующихся») были убеждены в том, что человечество заслуживает божественной кары, и пытались искупить всеобщие грехи, избивая себя кнутами у всех на виду. Они совершали крестные ходы из деревни в деревню и секли себя тяжелыми плетьми со множеством узлов и шипов. Их деятельность вела к еще большему распространению чумы. |
26 | Наставление инквизитору
(Глава XVI: Коронация) | | Лежит среди останков рыцаря между эшафотом и алхимической повозкой перед кафедральным собором, куда Амиция, Гуго, Мели и Лука прибывают на финальное сражение с Великим инквизитором Виталием. | Бернар Ги, инквизитор из Лангедока, написал это наставление для своих последователей в начале XIV века. Оно должно было помогать борцам с ересью в их нелегком деле. Это наставление, выполненное в форме судебника, содержало список ересей, наказание за каждую из них, а также указания для инквизиторов. «Наставление инквизитору» отражает господствовашую в те времена этическую модель: общее благо превыше блага личного, поэтому жестокое наказание считалось допустимым и должно было предостеречь остальных от преступных замыслов. |